19.07.2023

Применение метанола как альтернативного источника топлива

Осенью 2020 года прошла конференция "СПГ-флот, СПГ-бункеровка и другие альтернативы", которая была посвящена метанолу и его использованию как альтернативного источника топлива. Среди партнеров и спонсоров были: ПАО "Совкомфлот", концерн Damen, "Газпромнефть" и инжиниринговая компания GTT из Франции.

Доклад "О перспективах применения метанола как судового топлива" был представлен генеральным директором Морского Инженерного Бюро, профессором, доктором наук Геннадием Егоровым. В докладе было описано альтернативное использование метанола в отраслях, в первую очередь в морской отрасли. Особое внимание также было уделено снижению выбросов и влияния метанола на экологию.

Альтернативное топливо

Одним из альтернативных топлив является метанол. Работа на метаноле и СПГ более затратна по энергии по сравнению с дизельным топливом, но при этом они снижают выбросы углекислого газа. Поэтому метанол считается перспективным топливом для судов, особенно благодаря его доступности и низкой стоимости производства. Производство и транспортировка метанола, включая морской путь, активно развиваются по всему миру, в том числе и в России.

Применение метанола на судне имеет следующие преимущества:

  1. Он экологичен, так как содержит меньшее количество углерода, особенно в сравнении со сжиженным природным газом (СПГ). Кроме того, метанол не выбрасывает метан, крайне опасный парниковый газ, который присутствует в СПГ.
  2. Метанол – это жидкость, условия хранения которой и транспортировка на судне может быть при более низкой температуре до +65°C, что значительно упрощает хранение без необходимости использования дорогостоящего оборудования.
  3. Не требует больших помещений или ёмкостей для хранения, поэтому он подходит для использования в двухтопливных дизелях. А система подачи топлива и резервуары стоят в несколько раз дешевле, чем для СПГ. Экономия пространства за счет этого становится большим плюсом. Купить оптом метанол по низкой цене за тонну можно с доставкой специализированным автотранспортом для перевозки опасных грузов.

Однако использование метанола также имеет свои недостатки. Из-за его меньшей теплоты сгорания требуется увеличение объема подачи топлива. Метанол имеет более низкие температуры вспышки, что может иметь негативные последствия для оборудования и техники на судне. А также не стоит забывать о ядовитости метанола, при неправильном обращении с ним или пренебрежении техникой безопасности метанол может быть опасен. Все это, конечно, нивелируется, когда речь идет про экологию.

Использование метанола на практике

Самое первое судно, использующее метанол в качестве топлива, было под названием Stena Germanica, которое появилось в 2015 году. Это был паром, рассчитанный на перевозку пассажиров (до полутора тысяч) и автомобилей (до 300 единиц). В настоящее время на этом виде топлива работают более 20-ти судов, в основном танкеры и паромы.

Рост популярности метанола

Метанол имеет потенциал в качестве альтернативного топлива благодаря своей экологической чистоте, легкому хранению и транспортировке метанола, а также низкой стоимости производства. Однако необходимо учитывать его технические особенности и ограничения, связанные с безопасностью и эффективностью использования. Развитие технологий и дальнейшие исследования помогут оптимизировать использование метанола в судовых двигателях и повысить его привлекательность в качестве альтернативного топлива.