Метанол является основой для производства более нескольких тысяч продуктов как в малой, так и в крупной стратегической промышленности.
В России метанол производят девять компаний, их суммарные производственные мощности оцениваются в 4,5 млн тонн в год.
За последние 10 лет мощности производства метанола в России увеличились примерно в 1,3 раза и достигли уровня около 4,5 млн тонн. В течение последних трех лет ежегодный объем производства составлял около 4,5 млн тонн, и из них примерно 2 млн тонн (40%) были экспортированы. Предполагаемое потребление метанола на российском рынке составляет около 2,4 млн тонн.
Ранее экспорт метанола из России был ориентирован главным образом на страны Европы. Однако в связи с введением санкций, предназначенный для экспорта объем метанола оказался на внутреннем рынке, что привело к падению цен. Эта ситуация также стала причиной остановки роста производства. Тем не менее, технологии производства не стоят на месте, и уже разрабатываются проекты и программы по перенаправлению поставок и увеличению производственных мощностей.
Кто производит метанол в России?
Метанол производится на девяти больших предприятиях, кроме того, имеются малотоннажные установки для удовлетворения потребностей газопромысловых производств.
Четыре крупнейших российских производителей:
- «Метафракс» (26%)
- «Щекиноазот» (22%)
- «Томск Газпром» (20%)
- «Томет» (17%)
Суммарно четверка лидеров производит примерно 85% российского метанола.
Самый крупный регион, потребляющий метанол – Азиатско-Тихоокеанский регион, куда российский метанол не поступал. Это было связано с локацией основных предприятий-производителей в европейской части нашей страны. В итоге российские предприятия были вынуждены перенаправить поставки в этот регион, большая часть которой приходится на Китай.
Что нас ждёт дальше?
Тем не менее, экспорт метанола по-прежнему остается перспективным направлением. На данный момент множество участников рынка ищут новые логистические маршруты для экспорта и рассматривают сложные, но перспективные направления, одним из которых стал Китай.
Кризисные периоды всегда открывают новые возможности. Некоторые участники рынка вынуждены менять свою деятельность или даже покидать рынок, чтобы выжить в новых условиях. Однако, для других возникают новые активные ресурсы и перспективы.