18.09.2023

Производство метанола в России

Метанол является основой для производства более нескольких тысяч продуктов как в малой, так и в крупной стратегической промышленности.

В России метанол производят девять компаний, их суммарные производственные мощности оцениваются в 4,5 млн тонн в год.

За последние 10 лет мощности производства метанола в России увеличились примерно в 1,3 раза и достигли уровня около 4,5 млн тонн. В течение последних трех лет ежегодный объем производства составлял около 4,5 млн тонн, и из них примерно 2 млн тонн (40%) были экспортированы. Предполагаемое потребление метанола на российском рынке составляет около 2,4 млн тонн.

Ранее экспорт метанола из России был ориентирован главным образом на страны Европы. Однако в связи с введением санкций, предназначенный для экспорта объем метанола оказался на внутреннем рынке, что привело к падению цен. Эта ситуация также стала причиной остановки роста производства. Тем не менее, технологии производства не стоят на месте, и уже разрабатываются проекты и программы по перенаправлению поставок и увеличению производственных мощностей.

Кто производит метанол в России?

Метанол производится на девяти больших предприятиях, кроме того, имеются малотоннажные установки для удовлетворения потребностей газопромысловых производств.

Четыре крупнейших российских производителей:

  • «Метафракс» (26%)
  • «Щекиноазот» (22%)
  • «Томск Газпром» (20%)
  • «Томет» (17%)

Суммарно четверка лидеров производит примерно 85% российского метанола.

Самый крупный регион, потребляющий метанол – Азиатско-Тихоокеанский регион, куда российский метанол не поступал. Это было связано с локацией основных предприятий-производителей в европейской части нашей страны. В итоге российские предприятия были вынуждены перенаправить поставки в этот регион, большая часть которой приходится на Китай.

Что нас ждёт дальше?

Тем не менее, экспорт метанола по-прежнему остается перспективным направлением. На данный момент множество участников рынка ищут новые логистические маршруты для экспорта и рассматривают сложные, но перспективные направления, одним из которых стал Китай.

Кризисные периоды всегда открывают новые возможности. Некоторые участники рынка вынуждены менять свою деятельность или даже покидать рынок, чтобы выжить в новых условиях. Однако, для других возникают новые активные ресурсы и перспективы.