14.04.2023

Изменение структуры поставок метанола на фоне ограничений ЕС

Российским производителям метанола (технический ГОСТ 2222 95) приходится искать новые рынки сбыта из-за того, что их продукция подверглась европейским санкциям.

В настоящее время более 40% экспорта из РФ приходится на Китай, но возможность увеличить поставки ограничена логистическими издержками и недостатком транспортных мощностей. Расширение внутреннего спроса на рынке может занять несколько лет, так как специфика потребительских сегментов требует времени для адаптации.

Однако, эксперты положительно оценивают перспективы новых производств, которые могут увеличить предложение на 2,5 миллиона тонн в год.

Российский экспорт метанола переориентируется с европейского рынка на крупнейший рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), так как импорт метанола из РФ в Европу запрещен с ноября 2022 года. Поэтому, поставки перевозятся в восточном направлении, а в южном направлении рост перевозок метанола составил 73%.

Одновременно производители ищут возможности для размещения продукции на внутреннем рынке. По итогам 2022 года произошел рост железнодорожных поставок метанола на 10% по отношению к 2021 году, что составило около 2,1 млн тонн при объемах производства в 4,5 млн тонн.

Опрос крупнейших производителей метанола Центра ценовых индексов Газпромбанка показал, что сектор постепенно адаптируется к изменениям внешнего рынка. Поставки метанола в Китай увеличились, но не компенсировали снижение поставок в Европу, что привело к снижению объема выпуска метанола в январе текущего года. Рост предложения на внутреннем рынке снижает цены на метанол в России. Рынок ожидает, что весной конъюнктура может немного улучшиться по мере сбалансирования постепенного спроса и предложения, хотя негативным фактором является рост транспортных издержек у компаний.

Эксперты полагают, что российским производителям выгодно развивать внутренний спрос на метанол и расширять крупнейшие направления его потребления, в том числе производство формальдегида и смол на его основе для мебельной промышленности, отделочных материалов и производства крупной тары. Однако в условиях рецессии и снижения покупательной способности населения, значительное увеличение переработки метанола в смолы для дальнейшего использования в указанных отраслях маловероятно. Тем не менее, эксперты указывают на возможность замещения импорта и открытия новых ниш, что может стать точкой роста для данного направления.

Другие направления потребления метанола в мире (более трети спроса):

  • Выпуск на его основе олефинов с последующей переработкой в полипропилен и полиэтилен либо гликоли.
  • Производство МТБЭ или использование метанола непосредственно как присадки или топлива (около 21% мирового спроса).

В России, указывают аналитики, отсутствует ниша выпуска олефинов на основе метанола. Рассчитывать на это направление на краткосрочном горизонте также невозможно с учетом длительного процесса создания таких мощностей. Еще одна сложность развития этого направления в среднесрочной перспективе – уже имеющийся профицит почти в 1,5 млн тонн на рынке полиолефинов и прогнозируемое увеличение этого переизбытка.

Эксперты поясняют, что МТБЭ в целом востребованный продукт, но российские производители и поставщики метанола уже полностью обеспечивают внутренний рынок и около 13-15% выпуска отгружают на экспорт. «Таким образом, если мы говорим о переработке большего объема метанола в МТБЭ, то необходимо понимать, на какие внешние рынки дополнительный объем МТБЭ мы сможем продать», – поясняют в ЦЭП.

Вопрос о сбыте в другие, менее крупные сегменты потребления, пока упирается либо в в необходимость развития потребления и смежных отраслей, либо в поиск каналов сбыта на внешних рынках.